Каждый, кто хотя бы иногда бывает в отпуске или ездит в командировки, знает: трёхзвёздный отель в Греции и в ОАЭ — совсем не одно и то же, пять звёзд вовсе не означают тёплого приёма, а у некоторых гостиниц вообще нет никаких «звёзд», но они от этого не становятся хуже. Разбираемся, откуда взялись рейтинги отелей, кто и как их выставляет и по каким параметрам лучше всего выбирать себе идеальный номер.
Единой мировой системы, которая могла бы объективно оценить все существующие отели, не существует.
Участие в рейтингах и получение оценок — добровольное решение владельцев отелей и ресторанов. Можно вообще не приглашать к себе экспертов и жить без звёзд и бриллиантов. Так что, если вы видите, что гостиница хвастается звёздами, коронами или бриллиантами, это ещё не значит, что она получила признание независимого эксперта.
Какая система в России?
Чтобы присвоить гостинице определённое количество звёзд, эксперт подсчитывает совокупность результатов по разным показателям. Например, чтобы получить пять звёзд, отель должен в сумме набрать 76-104 балла, четыре звезды — 57-75 баллов, три звезды — 45-56 баллов (это относится к отелям, в которых не больше 50 номеров; для более крупных гостиниц действуют другие правила).
Но даже такая продуманная система позволяет лишь условно оценить заведение — ведь всегда остаются такие параметры, как «уют» и «душевность», которые сложно поддаются измерению и очень субъективны. При этом даже идеальная гостиница не может получить пять звёзд, если в ней нет внутреннего радиовещания и трансляции музыки в лифтах. Казалось бы, далеко не каждому гостю нужно, чтобы в его комнате играло радио. Но из-за такой мелочи гостиница может получить на одну звезду меньше.
Баллы присуждаются номерам в зависимости от того, что в них есть, а чего — нет. За напольное покрытие номер может получить от 1 до 3 баллов (в зависимости от качества покрытия), если в ванной комнате есть табурет — за это присуждается один балл. Если в номере есть банный халат, это приносит ему сразу два балла.
А чтобы иметь представление о том, каким с точки зрения Министерства культуры должен быть отель той или иной категории, ознакомьтесь с кратким перечнем условий:
- без звезд: в отеле – вывеска на здании, система аварийного освещения, горячая и холодная вода, отопление, система вентиляция, служба приема и размещения гостей, телевизор, гардероб, в номерах – площадь не менее 9 кв. м (одноместный) или 12 кв. м (двухместный), ежедневная уборка, туалет и ванная или душевая в холле;
- 1 звезда: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 25 % номерного фонда, континентальный завтрак, в номерах – не менее 25 % комнат имеют собственные санузлы с ванной или душем, вентиляторы в жаркое время года;
- 2 звезды: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 50 % номерного фонда, ресторан или кафе, в номерах – не менее 50 % комнат имеют санузлы с ванной или душем, телефонная связь, постельное белье меняют раз в 3 дня;
- 3 звезды: в отеле – здание и вывеска подсвечиваются ночью, площадка для кратковременной парковки, охранная сигнализация, видеонаблюдение в общественных зонах и коридорах, лифты в зданиях выше трех этажей, расширенный завтрак, двухразовое или трехразовое питание, в номерах – городской телефон, площадь не менее 12 кв. м (одноместный), 15 кв. м (двухместный), собственный санузел, обслуживание в номере, круглосуточное меню;
- 4 звезды: в отеле – система кондиционирования, лифты в зданиях выше двух этажей, услуги экскурсовода и переводчика, организация встреч, гладильная, аренда автомобиля, круглосуточное питание, завтрак «шведский стол», в номерах – площадь площадь не менее 14 кв. м (одноместный), 16 кв. м (двухместный), улучшенная звукоизоляция;
- 5 звезд: в отеле – номера высшей категории занимают не менее 5 % номерного фонда: интернет во всех номерах и общественных помещениях, стирка и химчистка, ресторан, круглосуточный бар, кафе или ночной клуб, тренажерный зал, конференц-зал.
Помните, что при бронировании гостиницы не всегда стоит слепо верить звездности гостиницы, но можно обратиться к «народному рейтингу» – оценке гостей. Отзывы постояльцев помогут принять решение, стоит ли останавливаться в этом отеле или поискать что-нибудь еще).